Снизить тариф поможет… ветер

22 апреля 2010 г.

Вчера в пресс-центре «Правда Севера» прошла пресс-конференция с участием генерального директора управляющей компании «Энергия Белого моря» Сергея Шабалина и заместителя губернатора по ТЭК  и ЖКХ Алексея Верещагина.  Накануне на заседании правительства области территориальный проект государственно-частного партнерства «Энергия Белого моря» был признан приоритетным.

Говоря о создании ОАО «УК ЭБМ» (51% акций - у правительства области, 49 процентов - у ОАО «Роскоммунэнерго»), Алексей Верещагин отметил, что областной бюджет не несет при этом никакой нагрузки. Ни облсобрание, ни правительство региона не давали никаких финансовых обязательств. Главная цель проекта - обеспечить управление энергетикой региона, чтобы улучшить жизнеобеспечение населения.

Прежний «энергетический» расклад уже никого не устраивает: основные поставщики энергии - МРСК Северо-Запада,  ТГК-2 - частные компании, владельцы которых находятся в Москве.

- Мы пытаемся с ними договариваться через совместную инвестпрограмму, которая утверждалась администрацией области, - сказал замгубернатора. - Но в последние годы финансирование программы односторонне увеличивалось  со стороны МРСК, и объекты выбирались по их усмотрению. Влияние руководства  области было недостаточным. Сегодня мы предлагаем упомянутым холдингам создать совместные предприятия сетевого хозяйства, теплогенерирующие предприятия, которые будут управляться компанией «УК ЭБМ»,  51% которой принадлежит области, а пять  из семи членов совета директоров - представители областного правительства.

Сергей Шабалин рассказал журналистам о первых практических шагах управляющей компании. Так дочернее предприятие «Архангельские электрические сети» взяло в аренду пожалуй самые изношенные муниципальные электрические сети в Архангельске, потери в которых в прошлом году составляли более 45 процентов. Теперь их модернизируют, создадут АСКУЭ (автоматическую систему контроля и учета электроэнергии) и до конца года потери будут снижены до нормативных.

Второе предприятие - «Архангельский КОТЭК» - будет заниматься эксплуатацией котельных на территории Архангельска и области. Первая «ласточка» - котельная в Катунино. Она в удручающем состоянии, и чтобы подготовить ее к зиме, потребуется вложить около 15 млн. рублей.

В составе «УК ЭБМ» начала работать компания  «Объединенная информационная система». Она займется внедрением одноименной телекоммуникационной системы, которая позволит анализировать оказываемые услуги - по принципу, который используется в мобильной связи.

На вопрос о договоренностях «УК ЭБМ» с Чешским Экспортным банком о кредите, Сергей Шабалин развеял слухи:  все остается в силе и идет своим чередом.  В подписанном меморандуме предусмотрен объем лимита кредитования. Проведено обоснование инвестиций, получено заключение фирмы «Делойт» (одной из ведущих аудиторских и консалтинговых фирм), аккредитованной ЧЭБ.  Проведены мероприятия по отводу земли (по проекту в Котласе). Затем было согласование режима страхования сделки - обязательное условие, затем - запрошены документы, которые необходимы, чтобы дооформить кредит и вынести на кредитный комитет. В конце марта пришел дополнительный запрос - показать  источники софинансирования в рамках этого проекта, а также где компания  возьмет деньги на оплату таможенной пошлины и НДС.  Все это неудивительно, ведь любой банк  скрупулезно подходит к подобной сделке. «УК ЭБМ» предоставила все необходимые документы, и в конце апреля сделку выносят на кредитный комитет.

Что касается строительства ветроэнергопарка на территории Архангельской области, - совсем недавно представители немецкой фирмы «Совитек» побывали у нас и осмотрели предполагаемые площадки для установки ветропарков. Выбраны четыре места, где скоро  установят пробные мачты с измерительными приборами, которые в течение года будут оценивать ветровую нагрузку - это Лапоминка, Патракеевка, район Солзы под Северодвинском и город Онега. Если проект будет реализован, стоимость электроэнергии в этих местностях снизится с 24 до 5 рублей за киловатт. Сейчас там работают  крайне дорогие дизели.